Пары звуков по глухости и звонкости: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости – Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Содержание

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 — 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч — [ч’]        м — [м], [м’],      й — [й’]      т — [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б — п
в — ф
г — к
д — т
ж — ш
з — с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка — чáшка           укá[с]ка — укáзка
лó[ш]ка — лóжка            кá[с]ка — кáска
лá[ф]ка — лáвка             лó[к]ти — лóкти
кó[ф]та — кóфта             кó[к]ти — кóгти

шá[п]ка — шáпка            лó[т]ка — лóдка
шý[п]ка — шýбка            щё[т]ка — щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загá

дывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова —  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пру

д.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дé
рево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.

Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

1.2 (24.27%) от 211 голосующих

Парные и непарные согласные звуки по глухости и звонкости

1. Какие буквы обозначают парные согласные звуки, а какие — непарные? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка различать парные и непарные согласные звуки.
2. Укажи парный звонкий звук 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка указывать парные звонкие звуки.
3. Правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости.
4. Слова, начинающиеся на парные согласные звуки 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, начинающиеся на парные согласные звуки.
5. Какая буква обозначает согласный парный звонкий звук? 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка указывать порядковый номер в слове буквы, которая обозначает согласный парный звонкий звук.
6. Замени первый звук в слове его парой 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка заменять первый звук в слове его парой по звонкости и глухости.
7. Какие согласные преобладают в слове? 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка определять, каких согласных звуков в слове больше (звонких или глухих).
8. Исправь ошибки в словах 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка исправлять ошибки в написании последней буквы слов, обозначающей парный согласный звук.
9. Правильно ли подобрано проверочное слово? 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобрано проверочное слово (звонкие звуки на конце слов).

Звонкие и глухие согласные звуки

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Согласные звуки

Звонкие согласные

 Твёрдые [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [л] [м] [н] [р]
 Мягкие [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [л’] [м’] [н’] [р’] [й’]

Глухие согласные

 Твёрдые [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц]
 Мягкие [п’] [ф’] [к’] [т’] [с’] [х’] [ч’] [щ’]  

Вспомните! Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(дубóк) дубки́             (лугá) луг
(стрижи) стриж           (снежный) снежки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
(много) берёз, берёза, берёзка.

Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

  • или изменить слово: глаз — глаза, островки — островок, дубки — дубок,
  • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка — сказочка, сказочный, холод — холодок, холодный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Звонкие и глухие согласные звуки

Оцените и поделитесь с друзьями!

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным, с. 52 – 55

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С. 

ГДЗ, ответы. Проверочные работы по русскому языку Канакина, Щёголева 2 класс


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Ответы к стр. 52 – 55

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

дуб/ — дуб/ы — дуб/ки — дуб/овый
суп/суп/ы — суп/чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова    однокоренные слова

                х                       х
морж — моржи́             берёза — берёзка
                 х                                   х
шарф — шáрфы            шубка — шуба
                х                                         х
клюв — клю́вы            морковь — морковный
              х                      х
круг — круги́               дубы́ — дубки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х.

3. Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].

[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть раз
На дороге дикобраз,
По колючкам сразу
Узнаешь дикобрáза. 

(В. Степанов)

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5. Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

Сказка (сказочка, сказочник, присказка).
Сладкий (слáденький, слáдко, слáдость).
Крепкий (крéпко, скрéпка, крепи́ть, закрепи́ть).
Лёгкий (лёгонький, лёгкость, легкó, легóнько).

• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4. Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6. Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

бро[ф’] бровь          штра[ф] штраф
фла[к] флаг             уро[к] урок
ёр[ш] ёрш                ё[ш] ёж
ука[с]ка указка        кра[с]ка краска
кро[т] крот               наро[т] народ
кно[п]ка кнопка       ры[п]ка рыбка

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утюг      чашка      ложка       юбка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд 

[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хорош зимний денёк. На земле лежит мягкий снег. Летят лёгкие снежинки. На катке гладкий лёд. Мальчикам весело. Быстро скользят коньки по льду. Девочки идут по дорожке к берёзке. На ветках сидели синички. Дети положили в кормушку хлеб и пшено. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 2 класс

4.8 / 5 ( 127 голосов )

Непарные согласные по глухости и звонкости

Урок русского языка по теме «Непарные согласные по звонкости-глухости». 2-й класс

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  непарного согласного звука на конце слова  

Задачи:

  • обобщить знания о парных согласных звуках и способе их проверки;

  • актуализировать знания о непарных согласных;

  • организовать деятельность по выбору  способа определения парного и непарного согласного на конце слова.

Прогнозируемые результаты.

Личностные:

— ценностное отношение к процессу определения непарного согласного на конце слова;

— осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного и непарного согласного на конце слова;

— ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

— осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

— умение принимать и сохранять цель урока;

— умение находить способы решения поставленной цели по определению непарного согласного на конце слова;

— умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

— умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

— умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

— знание о парных и непарных согласных;

— умение применять знания в жизненных ситуациях;

— умение определять парный и непарный согласный на конце слова.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (УМК “Перспектива”).

  2. Мультимедийное оборудование.

  3. Карточки букв парных и непарных согласных звуков по звонкости-глухости для игры “Найди пару!”.

  4. Рисунок “Мудрый Совёнок”.

  5. Карточки слов для работы в парах.

  6. Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.

  7. Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.

  8. Электронное приложение – тест “Парные согласные по звонкости-глухости на конце слова”. (Приложение 1).

  9. Электронное приложение – тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” (Приложение 4).

  10. Музыкальная физминутка “Весёлый гном” (Приложение 2 и Приложение 3).

  11. Каллиграфические карточки написания букв Ц, Ч, Х, Щ.

  12. Смайлики рефлексии и оценивания.

  13. Карточка словарного слова “Конституция”.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Утро доброе, друзья!
Встречи с вами рада я
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!

— Ребята, хорошо ли вы поспали? Поели?

<Рисунок 1>

— Покажите своё настроение на начало урока

— Зачем же вы пришли сегодня на урок? (Чтобы узнать новое, …)

— Что нужно для этого? А хотите ли вы узнать новое? А вы это сможете?

— Запишите число, классная работа… (Посадка)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Конечно, чтобы узнать новое, нужно хорошо знать изученное я вам предлагаю вспомнить и повторить. Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Парные согласные по звонкости-глухости)

— Что вы об этом помните?

— Проверим, выполнив Тест “Парные согласные по звонкости-глухости” …. <Приложение 1>

— Какой вывод сделаем? Что самое важное возьмём на вооружение? (Парные согласные – это орфограмма, их нужно проверять)

Игра “Найди пару” (раздать детям карточки с буквами парных Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С и непарных Х, Ц, Ч, Щ согласных по звонкости-глухости)

— Пары, стройтесь!

— Называйте себя, проверяем хлопком.

— Кто из ребят не нашёл пару – выходите.

— Почему вы не нашли себе пару?

— Запишем эти буквы – они очень важны сегодня на уроке, пишем красиво.

<Рисунок 2><Рисунок 3><Рисунок 4><Рисунок 5>

— А вы поверите, если я скажу, что одна из этих букв есть в названии сегодняшнего дня? (День Конституции, четверг и т.д.)

— 12 декабря ещё 9 лет назад – был официальным государственным выходным, но гос. Дума внесла изменения в Конституцию и теперь этот государственный праздник уже не выходной день, но по-прежнему, уже 20 лет один из самых важных дней – день принятия Конституции РФ – основного закона государства.

— Это важное слово, запишем его красиво с большой буквы – название документа<Рисунок 6>

— Какие есть в этом слове буквы непарных согласных по звонкости-глухости звуков? (Н, ц)

— Какие ещё есть буквы непарные по звонкости-глухости? (М, л, р, й)

— Подчеркните буквы непарных согласных по звонкости-глухости в слове, какой звук обозначает каждая из них? Как проверить написание непарных согласных по зв-гл согласных в данном слове?

— Какое правило нужно использовать?

3. Выявление места и причины затруднения.

— У кого есть решение по данному вопросу?

— Кто сомневается?

— Что вы делали, чтобы проверить?

— Почему не получилось? (Словарное слово, после ц – гласный, проверять не надо)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как действовать, если на конце непарный согласный звук?

— Какое правило применять? Стоит ли проверять такие слова?

— Где можно об этом узнать?

5. Реализация построенного проекта.

— Попробуйте проверить написание букв на конце слова в следующих словах:

удар

гром

горох

птенец

клещ

— Что заметили?

— Прочитайте в учебнике стр. 114, что об этом говорит мудрый Совёнок. На доске. <Рисунок 7>

— Как узнать, какое слово нужно проверять, а какое нет?

— Сделаем вывод, составим алгоритм действий:

1) Необходимо определить какой звук на конце – парный или непарный по звонкости-глухости

2) Парный – проверяем!

3) Непарный – доверяем!

Постепенно на доске учитель помещает следующую схему Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”. <Рисунок 8>

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Докажите на примере этих слов:

день

снег

стол

пух

— Работайте по плану (устные ответы детей по алгоритму действий Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа в парах.

— Запишите слова в тетрадь, там, где нужно выполните проверку.

Карточка для работы в группах:

Стол, дом, град, дождь, груз, горох.

— Не забывайте, как правильно нужно выполнять запись, вам подсказывают Аня, Ваня и профессор Иван Иванович – Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.

<Рисунок 9>

— Какие слова не нужно было проверять, почему?

— Какие слова проверили? Почему? Как?

Физкультминутка.

Музыкальная пауза “Весёлый гном” (Презентация <Приложение 2> и музыкальный файл к презентации <Приложение 3> — необходимо сохранить в одной папке).

— В каких словах из песни не нужно проверять при написании согласный звук на конце? Почему? (Гном, дом, топор…)

10. Включение в систему знаний и повторение.

Запускается электронный тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова” <Приложение 4>

Какой вывод сделаем?

Д-з, стр. 114, упр. 171

— Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл пословиц?

— Есть ли здесь слова с согласными на конце, написание которых проверять не нужно? Дома одну из пословиц списать и объяснить написание парных и непарных согласных на конце слов.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что узнали на уроке?

— Оцените свою работу. <Рисунок 1>

— Назовите слова, где есть буквы непарных по звонкости-глухости согласных:

Локоть

Якорь

Солнце

Класс

— Сколько звуков в слове локоть? Якорь?

— Верите ли вы, что в слове солнце 5 звуков? А в слове класс 4?

— А это действительно так! Это темы наших следующих уроков? Узнаем об этом?

Парные звонкие и глухие согласные

Название этапаМетодический комментарий
11. Актуализация знанийВсем, всем — добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться.   Графический диктант. Послушайте предложения.  Запишите в тетрадь вместо слов со звуком [б] — [п] только буквы П — Б столько раз, сколько вы их услышите. Или: мальчики считают звуки [б], а девочки — звуки [п]. Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывёт пароход. На полях порхают бабочки.
22. Актуализация знанийПрочитайте слова, вставьте пропущенную букву П или Б. Кабачки, капуста, рубашка, сапоги, барабан, подушка, буханка, хобот, бусы, компас, изба, пастух, посуда.
33. Актуализация знанийПрочитайте слова первого и второго столбика, вставьте пропущенные буквы Б или П. Подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика, соедините их стрелками. После составления словосочетаний учитель  проводит словарную работу со словом птаха. Птаха — маленькая птица. тёплая  == погода                                                                                                            голубое  ==  небо                                                                                           разбитая  ==  посуда                                                                                                                    глубокие   ==  сугробы                                                                                         бойкая  ==  птаха Сформулируйте тему урока. Что мы сегодня будем делать?                                                 Что можете сказать про эти согласные звуки?
44. Первичное усвоение новых знанийБукварь с. 51, изображение.                                                                                      Рассмотрите рисунок к сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Среди жителей Цветочного города был знаменитый охотник Пулька и его верный пёс — собака Булька. Чем различаются их имена? (Их имена различаются первым звуком [б], [п]. На письме это буквы «б» и «п». Слова различаются, так как первые согласные звуки находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.) Давайте поближе познакомимся с охотником Пулькой. Весь обслуживающий персонал больницы был занят лечением единственного больного  Пульки. Видя со стороны всех такое внимание к своей особе, он совсем избаловался. То он требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада, то заказывал котлеты из земляники, то приказывал принести яблочное пюре. А когда приносили яблочное пюре, он говорил, что просил грушевого квасу. Все нянечки сбились с ног, исполняя его капризы. Что вы можете сказать о поведении Пульки?
55. Первичное усвоение новых знанийПрочитайте столбики слов. Что вы заметили в словах первых трёх столбиков. (Отличаются  первыми звуками в словах [б] — [п], [б’] — [п’]). Что можете сказать о словах четвертого и пятого столбиков? Наблюдаем за различием написания и произнесения слов. Буквой «б» в этих словах обозначен звук [п]. Вот почему слова последнего столбика, гриб — грипп, звучат совершенно одинаково. Знакомство с правилом. Согласные звуки [б] и [п] различаются не только по мягкости и твёрдости, но и по звонкости-глухости. Звонкие согласные состоят из голоса и шума. Приложите ладонь к гортани, и вы почувствуете вибрацию — это «работают» голосовые связки. Глухие согласные звуки состоят из шума, и поэтому никакой вибрации гортани мы не наблюдаем. Произнесём ещё раз слова гриб — грипп. Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал с глухим звуком [п]. Это слабая позиция для согласных звуков.
66. Первичное усвоение новых знанийЭто созвучие слов использовал в своём стихотворении С. В. Михалков. Прочитайте строки из его стихотворения. У меня печальный вид,  Голова с утра болит,                                                                                               Я чихаю, я охрип. Что такое? Это — грипп! Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!   Какой грипп/гриб имел в виду автор?
77. Первичное усвоение знанийБукварь с. 51, изображение центральной части страницы.  Произнесём пары звуков: [б] — [п], [б’] — [п’]. Они обозначаются буквами б и п, которые записываем в новый «домик–таблицу» в разные вертикали. Рассмотрите рисунок. Справа от «домика–таблицы» — глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки. Слева — светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.
88. Первичное закреплениеПрочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы. Как у старой ба_ ки                                                                                                 Жили–были ла_ ки.                                                                                         Встанет ба_ ка утром рано,                                                                             Выйдет в погре_ за сметаной —                                                                            Ла_ ки вслед за ней идут,                                                                                            Всюду ба_ ку стерегут.
99. Первичное закреплениеРаспределите слова в два столбика по наличию звука [б] — первый столбик, звук [п] — второй столбик. гриб, краб, хлеб, голубь, дуб; шапка, суп, сноп, калейдоскоп, кетчуп.
1010. Первичное закреплениеПеред вами схема предложения. Составьте предложения к схеме со звуками [П], [Б].                                                                              Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.                                                                                                                  Сколько слов в вашем предложении?                                                               Назови слова со звуками [П], [Б].   Что вы закрепляли сегодня  на уроке?                                                          Что вам особенно понравилось и запомнилось?                                                               Что показалось сложным?

По глухости и звонкости согласные звуки дружат парами. назови эти пары.

Звуки русского языка

В рус. яз. всего существует 33 буквы, из которых 10 букв обозначают гл. звуки (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я). Но гласных звуков при этом всего 6: а, о, и, ы, у, э.  А 21 буква обозначает согл. звуки (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Согласных звуков насчитывается 36. Есть буквы, который не обозначают звуков, а лишь смягчают или разделяют согласную с последующими звуками. Речь идет о мягком и твердом знаке (ъ, ь). По своей сути звуки языка делятся в русском языке на определенные категории: по твердости-мягкости, звонкости-глухости. По звонкости глухости образуются следующие пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. При этом стоит помнить, что как звонкие, таки глухие звуки могут быть мягкими и твердыми. Твердыми могут быть следующие звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ж, х, ж, ш, ц. Звуки ж, ш, ц бывают только твердыми. Они не бывают мягкими даже если звучат мягко. Звуки, которые могут быть мягкими: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, щ, й. Звуки смягчаются в двух случаях. Если после согласной буквы стоят гласные: ю, я, е, ё, и (зима, дворец, Киев). Во втором случае происходит смягчение согласной буквы при том условии, если после согласной стоит мягкий знак: колыбель, даль, ноябрь. При этом стоит помнить, что последние 3 звука бывают только мягкими (ч, щ, й). Согласные звуки произносятся следующим образом: б — «бэ», в — «вэ», г — «гэ», д — «дэ», ж — «жэ», з — «зэ», й — «й», к — «ка», л — «эль», м — «эм», н — «эн», п — «пэ», р — «эр», с — «эс», т — «тэ», ф — «эф», х — «ха», ц — «цэ», ч — «че», ш — «ша», щ — «ща». Гласные и согласные звуки произносятся по разному. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха. Согласные звуки создают шум при их произношении. Не всегда можно правильно прочитать слово, поэтому существует транскрипция. Транскрипцией называется такая запись слова, при которой слово записывается точь-в-точь как мы его произносим. 

Группы звуков в русском алфавите

  • гласные и согласные;
  • твердые м мягкие;
  • звонкие и глухие.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *