Не умею пересказывать: Ребёнок совсем не умеет пересказывать прочитанное, что можно предпринять в данном случае? Как помочь ему научиться это делать? – людииии!!! я не умею пересказывать(((((((чё делать???))))))

Содержание

Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное?

Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» – спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать…
И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике.

Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное? Об этом нам расскажет автор книги «Скорочтение для детей», постоянный ведущий нашей рубрики «Секреты скорочтения» Шамиль Ахмадуллин.

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы.
А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99% информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его.
Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию.
Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.
Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).
Шаг 5. Выдает пересказ.

Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.

Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

• умение слушать и слышать;
• умение структурировать информацию в голове;
• умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет).
В чем их большой минус для формирования мышления ребенка?
В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать, а главное понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?

В ИЮНЕ мы запускаем три основных курса в ускоренном формате тренингов (10 занятий в течение двух недель):
• Чтение и понимание для детей от 6 до 8 лет.
• Скорочтение для детей и подростков от 9 до 16 лет.
• Улучшение памяти и внимания для всех возрастов (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).

– Почему вы организуете такой формат именно летом, когда дети хотят отдохнуть от учебы?

– Наоборот, лето лучшее время для прохождения наших тренингов.
Во-первых, у ребенка много свободного времени.
Во-вторых, наши тренинги проходят в игровом формате, они не имеют ничего общего со скучной школой, и это заряжает ребят положительными эмоциями.
В-третьих, такой плотный тренинг невероятно эффективен, он позволяет погрузиться в его атмосферу, насладиться процессом и получить максимум удовольствия и результатов.

Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.

Для того что бы попасть в новый поток тренинга скорочтения для детей, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83 Или сделать заявку на нашем сайте

Как пересказать текст и составить план пересказа. Пересказ текста.

Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.

Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием. 

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Читать дальше

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Фото: www.pexels.com globallookpress.com

Как быстро запомнить текст и пересказать его за 1 минуту: техника быстрого запоминания текста

Как быстро запомнить текст

Зачастую человек задается вопросом: как быстро выучить текст? Особенно часто проблема встает, если объём информации большой, а тема досконально не изучена. Человеку не всегда удаётся запомнить материал с первого раза, поэтому существует несколько особых приемов, которые помогут быстрому запоминанию.

Не стоит бездумно пытаться заучить сведения, такое действие не способно привести к положительному результату, поэтому одно из главных правил гласит, что умение внимательно вчитываться в материал, пытаться вникнуть и уяснить основную его мысль — это и есть две составляющие положительного результата запоминания.

Техника быстрого запоминания текста

Существует несколько специальных техник, действие которых направлено на ускоренное запоминание сведений любого объема. К ним относятся:

  1. Полный разбор и понимание читаемых данных, важно понять, что написано и какова главная мысль изучаемых сведений.
  2. Визуализация прочитанного, а именно, постараться мысленно подобрать подходящую картинку к каждому предложению или слову.
  3. После прочтения информации желательно переписать все то, что запомнилось на лист бумаги. Это поможет понять, какие данные усвоились, а что нужно проработать повторно.
  4. Прекрасным помощником для заучивания текста считают авторское чтение, то есть прослушивание данных с помощью аудиозаписи.
  5. Постараться по нескольку раз в день перечитывать изучаемое.
  6. Для того чтобы выучить текст наизусть нужно читать его перед сном.
  7. Для быстрого запоминания текста необходимо делать перерывы в период работы.
  8. Комфортная обстановка и отсутствие внешних раздражителей поможет без труда запомнить большой объем данных.

Как натренировать память для запоминания текста

Мозг человека постоянно нужно тренировать, ведь без всяческих нагрузок он «отключается», а информация не способна усвоиться хорошо. Натренировать память можно с помощью определенных методик, которые помогут лучше запоминать сведения. Как можно быстрее выучить текст наизусть:

  • эффективным методом тренировки памяти считается вспоминание различных неприятных ситуаций, которые произошли с человеком за последнее время, а лучше всего письменное конспектирование упомянутого;
  • смена обстановки, при заучивании отдельных видов сведений, например, в разных комнатах, такой метод благоприятно влияет на развитие памяти;
  • для быстрого запоминания текста и тренировки памяти, специалисты советуют стараться громко и четко проговаривать каждое слово;
  • натренировать память можно с помощью жестикуляции и экспрессии, а именно помогать себе с помощью выражения чувств и переживаний, например, если нужно выучить диалог, достаточно просто его разыграть с собеседником, также прекрасной помощью станет жестикуляция отдельных слов и фраз;
  • для того чтобы натренировать память и запоминать большие объемы информации достаточно просто послушать себя со стороны, запишите фрагмент текста на диктофон, а перед сном прослушайте аудио в наушниках;
  • еще одним действенным методом считается ходьба во время запоминания данных, дело в том, что во время хождения клетки мозга активизируются, а информация быстро и хорошо усваивается;
  • тренировать память можно с помощью методики 60 слов за 60 секунд, то есть за 1 секунду нужно произнести 1 слово, это могут быть как названия растений, так и столицы мира;
  • заучивание иностранных слов способно привести к улучшению памяти.

Благодаря данным методикам, можно натренировать прекрасную память и логическое мышление, что поспособствует улучшению запоминания информации, и вопрос «как запомнить большой текст?» отпадет сам собой.

Как читать, чтобы лучше запоминать

Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:

  1. Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
  2. Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
  3. Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
  4. Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
  5. Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
  6. Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.

Как быстро запомнить текст и пересказать его

Часто в школах или университетах задают задание – пересказ прочитанной информации. Такой метод используется для того, чтобы читатель не только смог улучшить и укрепить память, но и научился правильно и корректно выражать свои мысли, особенно это касается учеников школьных учреждений. Для того чтобы грамотно пересказать прочитанную информацию следует выполнять некоторые правила:

  • для лучшего усвоения данных необходимо хотя бы раз прочитать изложенное заранее;
  • правильный выбор времени чтения поможет усвоить материал и точно его истолковать своими словами;
  • выявление трудных для изучения моментов и повторение их отдельно;
  • определение ключевых моментов текста, взаимосвязи и последовательности действий, это поможет полноценно и качественно пересказать выученный материал;
  • хороший отдых после выученного материала – залог качественного пересказа информации.

Как научить ребенка пересказывать текст

Родители первоклашек часто задаются вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать текст?» Ведь с трудностями пересказа сталкивается чуть ли не половина учеников всей начальной школы. Детки либо рассказывают всё «вплоть до запятой», либо просто не могут и двух слов связать, говорят: «ничего я не понял». Давайте разберёмся, что делать, если ребёнок не умеет пересказывать, чем ему помочь и как тренировать память ребёнка.

Советы, как научить ребёнка пересказывать

Следующие советы помогут научить ребёнка пересказывать текст, более того, этот алгоритм пригодится школьникам при написании изложений и сочинений:

  • сначала читается весь текст целиком, если ребёнок пока не научился бегло читать, то первый раз для первоклашки текст может прочесть родитель, второй раз ребёнок читает самостоятельно.
  • после прочтения взрослый задаёт 2 вопроса: «о чём текст?» и «какая мысль здесь самая важная?» На начальном этапе взрослые могут помочь с ответами на эти вопросы, далее, со второго класса, школьник должен отвечать на них самостоятельно.
  • затем читается текст по абзацам.
  • после прочтения абзаца ребёнок отвечает на вопрос: «какая главная мысль в этом абзаце?». Здесь главное, чтобы это мысль была выражена в 3-4 словах, а не пересказывался весь абзац целиком.
  • потом берётся тетрадочка под названием «Планы моих текстов», куда первоклашка записывает план только что прочитанного текста. Это могут быть главные мысли тех абзацев, которые он читал ранее, а может быть и более усечённый вариант, но пунктов должно быть не менее трёх. Письменно работая с «Планами моих текстов» в начальной школе, в среднем звене родители уже не будут задаваться вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст?
  • дальше ребёнок пересказывает текст по написанному плану.
  • через пару часов обязательно ещё раз попросите пересказать ранее прочитанный текст, но уже без тетрадки-помощницы.
  • похвалите ребёнка за сделанную работу. Похвала очень важна для гармоничного развития и обучения школьника.

Как научить ребёнка пересказывать прочитанное

Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.

  •  если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
  • взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
  • начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
  • скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
  • спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.

Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.

Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.

Развитие красноречия у детей

Наше общество всё выстроено на общении, все умеют говорить, но говорить красиво, понятно и интересно умеют лишь единицы.
Развивать красноречие ребёнка поможет выработка силы и темпа голоса. Учите школьника говорить чётко и громко, «не глотая» окончания слов. Повторяйте с ребёнком скороговорки, делайте артикуляционную гимнастику. Читайте классику русской и зарубежной литературы, когда встречаются непонятные слова, объясняйте их значение.

Если ребёнок неправильно говорит слово, или ставит не туда ударение, всегда поправляйте его, пусть он с детства запоминает правильное произношение, чтобы во взрослой жизни не думать, куда ставить ударение в слове «звонит».

Если родители думают о том, как научить ребёнка быстро читать , то здесь на помощь придут маленькие хитрости:

1. Записки – пишите ребёнку записки о том, как вы его любите, что ему делать, и какой у него обед.

2. Смотрите иностранные фильмы и мультики в оригинальном дубляже и с русскими субтитрами, если эта скорость для ребёнка велика, то можно достать с антресолей диафильмы, либо скачать эти слайды с интернета.

3. Читайте один и тот же короткий текст на время. Если первый раз ребёнку потребуется 5 минут, то каждое последующее прочтение будет занимать времени всё меньше и меньше; поставьте перед ним цель – прочитать этот текст за 2,5 минуты (т.е. в 2 раза быстрее, чем изначально).

4. Напишите несколько предложений, заранее поменяв в них слова местами, например, «дождь окном за шёл», пусть ребёнок прочитает правильно.

Обязательным условием и для развития красноречия, и для быстрого чтения, и для хорошего пересказа являются систематические занятия, позитивный настрой и похвала ребёнка за каждое достижение.

Автор статьи: педагог Яфунина Елена

Рекомендовано для Вас:

Как научиться пересказывать историю, если я ничего не могу запомнить?

В тетрадь по истории выписываешь по 1-2 предложения из каждого вопроса параграфа. при ответе тетрадь к доске берешь с собой — в случае затруднения можно подглядеть. У нас учитель разрешал так делать — очень удобно и потом, когда привыкнешь, лучше будешь запоминать материал.

Да не парься. Я тоже не дружил с пересказами. Но это не помешало мне закончить институт и неплохо устроиться по жизни.

сначала 5 раз прочитай, но не спеша, потом первый обзац, закрой книгу и перескажи как можешь, можешь подглядывать, и так пока будет без запинок, потом со вторым обзацем и т. д. потом ещё раз всё прочитай и пересказывай, но уже без подсматриваний но в конце песказа прочитай всё ещё раз и так пока всё не будет ОК ( есть небольшой секрет как пересказывать суть текста — надо чётко помнить только первое предложение каждого обзаца — в нём суть этого обзаца )

А что есть сам пересказ???? выборка самого важного, того без чего нельзя обойтись, уменьши объем текста до того, что сможешь однозначно запомнить.

учи параграфы как стихи

Я параграфы учила, как-то рассказывала по памяти, в классе 7

Советы психолога: Как научить пересказывать текст

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столькопересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный,близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

 

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

 

 

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

 

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!». Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: Как научить детей задавать вопросы.

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

  • Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

  • Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

  • Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. 

  • Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой».
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите «благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Не только в школе возникает необходимость запомнить и выучить текст, какую-либо информацию. Школьная зубрежка не позволяет вникнуть, вчитаться в материал. Если для учителя достаточно бессмысленного повторения текста, то во взрослой жизни нам точно необходимо понимание, тем более если требуется пересказ прочитанного. Далеко не всем от природы даны острая память и способность схватывать налету, но можно научиться запоминанию.

Способы запоминания текста

Мозг нуждается в постоянной тренировке. Если этого не происходит, он будет отключаться и довольно скверно усваивать информацию. Чтобы быстро запоминать текст, можно использовать разные методики. Специалисты рекомендуют так тренировать память:

  • вспоминать разные неприятные ситуации и конспектировать воспоминания письменно;

  • менять обстановку, когда заучиваете разные вещи, например переходите из комнаты в комнату;

  • проговаривайте громко и четко все фразы вслух, используйте жесты, эмоции;

  • сделайте аудиоверсию текста и прослушайте перед тем, как лечь спать;

  • хождение во время заучивания отлично стимулирует память;

  • запоминая слова, используйте метод 60 секунд – выделяя по 1 секунде на каждое слово;

  • учите иностранные языки – это эффективно тренируют мозг и память.

Очень важно отказаться от зубрежки – этот метод не имеет к заучиванию никакого отношения. Зубрежка подразумевает бездумное заучивание фраз и слов в нужной последовательности, занимает много времени, смысл при этом теряется.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Наиболее эффективно усваивать и пересказывать материал, здесь нет стопроцентной точности, зато смысл запоминается максимально верно. Но этот метод не подходит для заучивания формул и других точных понятий.

Основной способ эффективного запоминания состоит из нескольких частей:

  • прочитывание текста несколько раз;

  • вникание в суть, выявление главного;

  • составление плана.

Полезно разбивать текст на части и запоминать «порционно» – это называется структуризация. Максимально сосредотачиваться рекомендуется на середине, так как начало и конец, как правило, содержат много общей информации.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Используйте способы быстрого запоминания:

  • распечатка отрывков и развешивание их в наиболее посещаемых зонах жилья;

  • закрытый паблик в соцсетях и публикация по таймеру частей текста;

  • даже чтение мимоходом откладывает в памяти значимую информацию;

  • перевод слов в зрительный образ – прекрасный способ запоминания;

  • назначение наград за каждый выученный отрывок – вход в соцсеть, чай с печеньем, отдых, короткая прогулка;

  • лучше всего запоминается текст, прочитанный утром, – вне зависимости от особенностей биоритмов в идеале именно после пробуждения и умывания повторять выученное накануне.

Отличный метод запоминания – пересказ текста. Особенное значение эта техника приобретает в том случае, если необходимо не только выучить, но и пересказать текст.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Как подготовиться к пересказу?

Пересказ, или вольное изложение, прочитанного может требоваться в разных форматах: близко к тексту, максимально приблизительно. Но если у вас плохая память, то любой вариант вызовет трудности. Мышление – процесс непростой, учиться пересказывать необходимо еще в детстве. Если вы хотите научить или научиться этому, нужно заниматься регулярно. Чтобы улучшать свои способности в этой области, нужно периодически что-либо пересказывать другому лицу.

Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые правила при подготовке к пересказу:

  • при проговаривании или чтении не используйте шепот – это делается либо про себя, либо четко вслух;

  • если статья или текст носят сложный научный, технический характер, делайте заметки: тезисы, опорные слова;

  • откажитесь от подготовки к пересказу вечером и тем более ночью – лучше всего мозг работает в первой половине дня.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Если вы замечали, что пересказ фильма или книги редко вызывает у людей проблемы, то по большей части это происходит потому, что сюжет чаще всего является предметом обсуждений сразу после просмотра или прочтения. Поэтому текст, который вам важно качественно пересказать, нужно обсудить. Готовиться к пересказу нужно в тихом месте, спокойном, где ничего не отвлекает, с качественным освещением.

Если вам необходимо подготовить к пересказу ребенка, учтите следующие особенности:

  • для домашних занятий выбирайте книги с простым сюжетом и предсказуемым финалом;

  • предварительно расскажите ребенку о содержании объекта тренировки;

  • сюжеты читайте по многу раз, но меняйте интонацию, голос;

  • на протяжении чтения задавайте вопросы;

  • школьник самостоятельно читает книгу, но лучше, если он сделает это вслух, контролируйте темп – он должен быть размеренным;

  • всегда объясняйте то, что непонятно;

  • составьте план и список вопросов, периодически обсуждайте на этой основе текст.

Развитие навыка пересказа поможет ребенку учиться легко, думать образнее, это развивает речь, тренирует память и мышление.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

  • Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

  • Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

  • Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

  • Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

  • визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

  • проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

  • пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

  • читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

  • самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

  • не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Как быстро запомнить и пересказать текст?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о