Когда дети начинают говорить первые слова комаровский: Комаровский 7 советов, которые помогут малышу заговорить – Ребенок в 1 год и старше не говорит, что говорит Комаровский?

Содержание

Ребенок в 1 год и старше не говорит, что говорит Комаровский?

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

СодержаниеСвернуть

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Нормы речевого развития ребенка до года

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Гаджеты отрицательно влияют на развитие речи ребенка

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Игры с пальчиковыми куклами

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

Когда ребенок начинает говорить − почему родители не должны коверкать слова?

Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.

Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:

  • Физиологические – слух, голосовые связки
  • Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
  • Социальные – присутствие носителей речи.

Когда ребенок начинает говорить

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит, таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость развития речи и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.

Развитие речи у детей до 6 месяцев

Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.

С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков.

Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.

разговаривать с ребенком

В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.

Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.

Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:

  • Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
  • Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
  • Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.

В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.

Развитие речи у детей одного года

В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова. Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.

дети разговарвают

Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям Гленна Домана – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с мелкой моторикой.

Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

Отсутствие речи при повреждении коры головного мозга при беременности или во время родов сопровождаются нарушением поведения, ребенок гиперактивен, не может долго сосредоточить внимание на одном занятии. Это не приговор и если вовремя заметить неврологические проблемы и заниматься с малышом, можно добиться существенных успехов. Во сколько лет дети начинают говорить с такими нарушениями, зависит от своевременного лечения и помощи со стороны родителей и педагогов.

Доктор Комаровский: нормы и сроки развития ребенка

дети разговарвают Загрузка…

советы доктора Комаровского, что делать

Доктор Комаровский

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.

Ребенок не разговаривает

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Ребенок не говорит в 2 года

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

Основные тезисы:

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.

Ребенок играет с мамой

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования
  1. Обследование у ЛОРа
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    • Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    • Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
    Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:
    • которая уздечка
    • гипотонус лицевых мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского
  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

Мама купает играет с малышом во время купания

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
    «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

***
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

ребенок не говорит в 3 года – что делать, не разговаривает в 2 года, в но все понимает

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

мама и папа, а когда полными предложениями

Рождение долгожданного ребенка – всегда огромная радость для всей семьи, навсегда изменяющая привычную жизнь новоиспеченных родителей.

Каждый день приносит новые ощущения: малыш улыбнулся, отреагировал на присутствие родного человека, протянул ручки и т.д.

011

Незабываемые эмоции вызывают звуки младенца, его первые слова. Мама и папа с трепетом ожидают эти события.

В статье рассматривается, почему одни дети начинают говорить раньше, а другие – позже, и отчего девочки начинают говорить раньше мальчиков.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Первый крик младенца – это его первый звук, которым малыш оповещает весь мир о:

  • Своем рождении.
  • Страхе.
  • Стрессе, вызванном новой окружающей средой.

022

Познавая мир, малыш учится разговаривать, обзаводясь базовым словарным запасом на протяжении первых двух лет жизни.

Самые ранние издаваемые звуки малыша – «а», «о», «агу»; потом он начнет узнавать родителей и пытаться говорить «ма-ма» и «па-па»; далее последует поток лепета и попытки выразить мысли фразами.

Попробуем разобраться, в каком возрасте дети должны начать говорить, что является нормой и отклонением от нее.

Обратите внимание! Во сколько кроха начнет говорить, зависит от его индивидуальной особенности, уделяемого времени на развитие, физического и психического состояния.

033

Рассмотрим в таблице:

Возраст (в месяцах) Описание
1 — 2 Грудничок только плачет, выражая этим свое недовольство голодом, мокрым подгузником, недостатком внимания и т.д.
3 — 4 Малыш различает голоса и звуки, издаваемые родителями, пытается лепетать, произнося несложные слоги.
 
Но ошибочно считать, что он делает это осознанно. Набором гласных и согласных звуков младенец осваивает речевой аппарат: губы, язык, нёбо
6 — 9 Осознанно лепечет, отрывисто произнося легкие и часто употребляемые близкими слова, интонацией подражая родителям, начинает понимать, что ему говорят.
 
Родителям необходимо помогать малышу развиваться: читать с ним книжки, рассказывать сказки, стихи, разговаривать
12 — 18 Пытается говорить простыми фразами, выделяя их необходимой интонацией
24 Обычно знает не менее двухсот слов и уметь их правильно употреблять. Родители должны проводить с малышом ежедневные игровые занятия, пополняя словарный запас.
 
В этом возрасте кроха впитывает новые слова, поэтому маме и папе необходимо следить за своей речью и поведением
36 Усложняет предложения, вставляя местоимения. Понимает интонацию и применяет ее в речи. Разговаривает осознанно и понятно

Когда ребенок должен начать говорить по Комаровскому?

Известный педиатр, доктор Комаровский, много лет изучая развитие детей, пришел к выводу, что, для нормального развития речи, малышу требуется присутствие некоторых факторов.

044

Таких, как:

  • Наличия слуха и голоса.
  • Нормально развивающегося интеллекта.
  • Постоянного общения с окружающими.

Отмечать важность какого-то одного фактора и второстепенность другого нецелесообразно, так как они дополняют друг друга.

Постоянное общение с крохой, при его нормальном восприятии, сделает свое дело – малыш заговорит.

Доктор Комаровский утверждает, что отсутствие связной речи у малыша в 3 года не свидетельствует об отклонении от нормы.
 
Если после этого возраста кроха не заговорил, следует обратиться к врачу.

В таких случаях нужно обратить внимание на некоторые факторы:

  • Наличие осложнений при родовой деятельности.
  • Присутствие врождённых генетических заболеваний (наблюдается у детей с синдромом Дауна и другими болезнями подобного характера).
  • Если малыши родились недоношенными.
  • Отсутствие эмоциональных переживаний, безучастность к внешним раздражителям, аутизм.
  • Когда не проявляется какая-либо реакция на внешние звуки, глухота.
  • Изоляция от общения с внешним миром, социальная неразвитость, неправильное воспитание.

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

055

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь.
 
Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Как помочь ребенку начать говорить, упражнения

066

Чтобы помочь крохе хорошо произносить слова, надо выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Делитесь своими ощущениями, эмоциями; рассказывайте, что видите и делаете, чаще его хвалите.
     
    Не самый лучший способ познания окружающего мира – замена живого общения телевизором или аудио записями, это не принесет результатов.
  • Развивайте моторику рук – она развивает область мозга, отвечающую за речь.
     
    Играйте с сыном или дочерью в игры, в которых задействованы пальчики и ладошки, разукрашивайте раскраски, занимайтесь рисованием.
     
    Задействуйте малыша в домашнем хозяйстве, совместно перебирайте крупу, нанизывайте бусинки и др. Не забывайте о массаже, полезно разминать ладошки и пяточки.
  • Проводите ежедневные занятия, выполняя развивающие упражнения: просите назвать предмет, описать картинку, продолжить стишок.
     
    Если малыш плохо произносит букву р, занимайтесь с ним артикуляцией: говорите скороговорки с этим звуком; на собственном примере, перед зеркалом, покажите, как правильно двигается язык и др.

Внимание. Не упускайте из виду задержки речи у ребенка, это может быть сигналом развития какого-либо заболевания.

Если речь малыша не соответствует нормам, немедленно обратитесь к специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам.

Не надейтесь, что он заговорит сам, без чьей-либо помощи. Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее крохе помогут.

Почему современные дети поздно начинают говорить?

Логопеды, психологи и педиатры всего мира бьют тревогу – современные дети начинают поздно говорить.

Специалисты это объясняют следующими причинами:

  • Изменением экологии; стал более загрязненным воздух.
  • Родители, воспитывая детей, подвергаются эмоциональным и психологическим стрессам, что сразу же передаётся малышам.
  • Участились случаи кесарева сечения. Рожденный таким способом младенец отличается от других. Отклонения не критичны и поддаются коррекции, требуют постоянного внимания и усилий.
  • Замена живого общения гаджетами. В этом возрасте у крохи нет надобности разговаривать, весь его мир составляет виртуальная реальность.

Самое распространенное заблуждение родителей — уверенность, что проблема исчезнет сама собой, и ребенок к школе заговорит.
 
Рассуждая так, они упускают возможность вовремя помочь малышу.

Уделяйте время своим детям, переживайте с ними радости, победы и поражения, и вам будут отвечать тем же.

Полезное видео

во сколько (в каком возрасте)?

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко – ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Первое слово ребенкаПервое слово ребенка Произнесение первого слова ребенком – знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес.Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес.Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес.Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес.Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес.Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 годаЛюбимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 годаДетки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 годаРебенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно
Развитие детской речиРазвитие детской речи В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Звуки, гуление и лепет – важная составляющая подготовки голосового аппарата к будущей речи. Звуки носят больше рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца.

В это время произносится первое слово маленького ребенка – «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 – и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Развитие детской речиРазвитие детской речи

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными – гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.

Грудничок агукаетГрудничок агукает Первые “разговоры” младенца – это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша – «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.

Распознавание слов ребенкаРаспознавание слов ребенка Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Распознавание слов ребенкаРаспознавание слов ребенка

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.

Чтение книг ребенкуЧтение книг ребенку Чтение книг – прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» – детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» – это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: как пошагово сделать кинетический песок своими руками?). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.

Чрезмерная опека родителейЧрезмерная опека родителей Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату – малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей – проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» – это игрушки, а «сок» – это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

Возможно, ребенку потребуются занятия у логопеда или иная терапия – это совершенно необходимо, поскольку правильное формирование речи способствует дальнейшему успешному развитию.

Известный детский врач Евгений Комаровский шутит, что родители любят выискивать «неправильности» у своих чад вместо того чтобы помогать им развиваться. По мнению врача, прежде чем лечить молчание, нужно оценить общее развитие крохи. Комаровский утверждает, что нужно позволить деткам развиваться самостоятельно – тогда вы не заметите, как малыш обгонит своих сверстников.

Не требуйте от сына или дочери невозможного, не торопите их. Когда ребенок начнет говорить и как он это будет делать, целиком и полностью зависит от поддержки взрослых.

Чрезмерная опека родителейЧрезмерная опека родителейКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Когда (в каком возрасте) ребенок начинает говорить первые слова

Первые словаВряд ли найдется мамочка, которую не интересовал бы вопрос о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить свои первые слова. Эти волнительные моменты часто запоминаются родителям на всю жизнь. Давайте узнаем, когда же малыши произносят первые слова, что влияет на этот процесс и как помочь своему чаду в этом непростом деле.

От А до Я или этапы развития речи

Основы речи маленького человечка закладываются в довольно раннем возрасте, приблизительно до полугода. В этот период важно много разговаривать с крохой, читать ему сказки, стихи, петь песни. С каждым днем ваш карапуз будет радовать вас своими новыми достижениями. Давайте узнаем, какие умения присущи для детей различного возраста.

Достижения крохи до 6 месяцев

Во сколько ребенок начинает говорить свои первые слова? Примерно к 1 месяцу младенец начинает реагировать на слова своих родителей. Он успокаивается при мамином разговоре, фиксирует взгляд на ней, прислушивается. К 3 месяцам начинается гуление. Карапуз оживляется при разговоре взрослых, машет ручками и ножками, поворачивает головку. Его речь включает такие звуки, как «у», «г», «к» и другие. Примерно к 5 месяцам малыш во время разговора со взрослыми четко ловит, откуда идет звук, поворачивает головку, фиксирует взгляд. К 7-8 месяцам маленький человечек издает звуки «ба», «ма», «бу» и другие.

Достижения детей до года

Что должен уметь карапуз до года? В 8-9 месяцев ребенок впервые говорит уже некоторые слоги, например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да», «агу». В его речи слышны такие звуки, как «к», «м», «б» и прочие.

Умения детей до года

С 10 месяцев кроха произносит первые слова «ляля», «мама», «папа» и другие. К 12 месяцев карапуз имеет в своем арсенале уже около 5-7 слов, например, «дай», «мама», «сам», «папа», «баба» и так далее.

Достижения ребенка от года до двух

После 12 месяцев ваш сыночек или дочка будет иметь в своем арсенале уже от 5 до 15 слов, что зависит от индивидуальных особенностей развития. К возрасту 1.5 лет ваше чадо начнет говорить уже приблизительно 15-20 слов. Кроме этого, он уже вполне сможет показывать и называть основные части тела. К двум годам появятся первые предложения. Например, «дай мама» или «пальчик бо-бо».

Словарный запас от 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок уже вполне может осознанно произносить до 20-25 слов. Кроха уже четко различает понятия «я», «ты», «мне», «тебе». По просьбе мамы он выполняет элементарные действия, такие как «подай игрушку», «отойди от двери». К трем годам малыши учатся считать от одного до пяти, могут сказать, кто стоит или лежит, кто идет. Сыночек или дочка может назвать свое имя (Миша, Шура, Ваня), сказать, где живет, как зовут маму и папу. От одного до трех лет словарный запас малыша быстро пополняется, он начинает говорить целыми предложениями.

Возраст 3 года часто называют возрастом «почемучки». Связано это с тем, что кроха начинает всем интересоваться, часто задает вопрос «почему», «зачем».

Когда ребенок начинает говорить «мама»

В среднем слова «мама» и «папа» дети говорят в период от 10 месяцев до полутора лет. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но так бывает далеко не всегда. Здесь многое зависит от того, сколько времени крохе уделяют родители, насколько часто они разговаривают с младенцем.

Первые слова у детей

Немалое значение также имеют генетические особенности и индивидуальное развитие малыша, а также его физическая активность.

Первые слова: есть ли определенные сроки

Девочки и мальчики начинают говорить свои первые слова, как правило, к возрасту 12 месяцев. Но это не означает, что, если ваш кроха не произнес первых слов к году, у него обязательно есть какие-либо проблемы. Каждый ребенок индивидуален, соответственно, его речь также может развиваться в индивидуальном порядке. Родители должны помнить, что в семье необходимо создать благоприятную обстановку, ни в коем случае не разговаривать на повышенных тонах, обращаться к малышу и друг другу ласково, спокойным голосом. В противном случае крохе удастся заговорить нескоро.

Многие мамочки делают большую ошибку, стараясь понять свое чадо с первого жеста. Сыну или дочке достаточно просто указать пальчиком на нужный предмет, и мамочка спешит скорее дать ему желаемую вещь. Правильно было бы стимулировать карапуза сказать слово «дай» или «хочу». Так он скорее поймет взаимосвязь между словами и действиями.

Первые слова кроха произносит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Здесь многое зависит от поведения родителей и индивидуальных особенностей карапуза. Это абсолютная норма.

Когда детки начинают говорить букву «Р»

Вопрос о произношении буквы «Р» является актуальным для многих родителей. Специалисты считают, что оптимальное время для правильного произношения этой буквы – это период от 4 до 6 лет. Иногда малыши начинают заменять ее другими буквами или произносить так называемое гортанное «Р». В такой ситуации не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой. Лучше сразу обратиться к логопеду.

Когда дети говорят букву Р

Случается и так, что эту букву карапузы начинают произносить гораздо раньше. Звук «Р» получается сам по себе, например, во время игры. Родители должны обязательно использовать игры, подразумевающие произношение этой буквы. Это может быть имитация работы двигателя машины, самолета, катера.

Важные советы родителям по развитию речи

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Забота о речи младенца еще до его рождения

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.

Забота о речи еще до рождения ребенка

Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения. Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левши и правши

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

Правши и левши, особенности речи

Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

Причины нарушения речи

После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние. Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

Плохое развитие мускулатурных функций в области рта

Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.

Причины нарушения речи

Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:

  • Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
  • Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.

Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

Недостаточная концентрация слухового внимания

Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:

  • Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
  • Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
  • Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

Очень скоро вы заметите первые результаты. С каждым днем ваше чадо будет все лучше концентрировать свое внимание.

Плохой слух

Снижение слуха у детей обязательно влечет за собой замедление развития речи и кроха может значительно позже начать говорить. Родителям важно своевременно заподозрить проблему и немедленно обратиться к специалисту.

Нарушение слуха у детей

Симптомы нарушения слуха для различных возрастов:

  • Новорожденные младенцы. Если хлопнуть в ладоши вблизи от младенца, он вздрагивает. Если этого не произошло, можно заподозрить снижение или отсутствие слуха.
  • О проблеме может свидетельствовать отсутствие реакции на разговор с ним у ребенка 3-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев нет лепета и гуления.
  • В 9-12 месяцев кроха должен поворачиваться к маме, услышав ее разговор, улыбаться, лепетать в ответ.

Если вы заподозрили проблему, не стоит оттягивать визит к врачу. Ранняя диагностика той или иной патологии и ее правильное лечение помогает справиться с различными заболеваниями без последствий для маленького человечка.

Бывают ли исключения или кто такие дети «молчуны»?

Встречаются случаи, когда до трех лет дети мочат и произносят те или иные слова крайне редко. Это является, скорее всего, исключением из правил. Такие карапузы начинают говорить целыми предложениями после трех лет.

Дети молчуны

При этом произносят слова правильно и быстро пополняют свой речевой запас. Так бывает довольно редко, поэтому, если ваше чадо молчит, рекомендуется показать его специалисту.

Советы, чтобы ребенок заговорил быстрее

Уделять должное внимание развитию речи у детей следует с самого рождения. Это очень важно, так как помогает малышу быстрее освоить нужные навыки. Итак, что делать родителям:

  • Старайтесь, чтобы в детской комнате не было телевизора. Это создает дополнительные помехи для восприятия слов родителей маленьким человечком.
  • С самого рождения часто разговаривайте с сыном или дочкой, читайте сказки, стихи, произносите фразы, касающиеся быта.
  • Проговаривайте слова четко и ясно, не сюсюкайте. Коверканье слов только усложнит задачу для карапуза в будущем.
  • Не разговаривайте слишком быстро. Речь должна быть размеренной. В будущем ребенок также не будет торопиться.
  • Отвечайте на лепет, гуление, вступайте в разговор с крохой, даже если он произносит невнятные звуки.
  • Слушайте внимательно детские вопросы и старайтесь ответить на них. Не отмахивайтесь от сына или дочки, даже если вы сильно заняты.
  • Читайте вслух как можно чаще, пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.

Не пренебрегайте этими советами. Чем больше усилий и стараний вы вложите в занятия со своим карапузом, тем раньше он порадует вас первыми словами.

В каких случаях следует волноваться

Специалисты придерживаются мнения, что до возраста трех лет дети могут развиваться индивидуально, не оглядываясь на своих сверстников. Если же дошкольник так и не разговаривает после трех лет, необходимо обращаться к таким специалистам, как детский невролог, психолог, дефектолог.

Когда обращаться к врачу

Иногда малышу необходимо пройти тщательное медицинское обследование, которое поможет выявить те или иные отклонения.

Видео

Советы о том, как помочь ребенку научиться раньше разговаривать дает известный педиатр Евгений Олегович Комаровский.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о