Как научиться пересказывать текст школьнику: упражнения, которые научат ребёнка понимать, анализировать и пересказывать текст. ЛогикЛайк-подход к чтению – » Как научить ребёнка пересказывать текст?

Содержание

Как научиться пересказывать текст | otvetclub.com

Как научиться пересказывать

Проговаривая вслух литературные факты, помогает закрепить текст, сюжеты, образы в памяти. Пересказ способствует развитию логического мышления, это весьма полезно для учащихся. Все помнят изложения, сочинения, кому-то этот процесс давался проще, кому-то сложнее. Часто учителя задают пересказ, как домашнее задание. Именно в школьном возрасте, формируется мышление и речь. Как ясно излагать своим мысли, помочь научиться этому ребёнку, попробуем разобрать рекомендации.

Как научиться пересказывать текст

Проще говоря, пересказ, это и есть изложение прочитанного, кажется, что тут сложного, прочитал, рассказал. Но не всё так легко, мышление, это сложный психологический процесс. Начиная от рождения, малыш познает мир, воспринимает всё новое. Позже, с помощью взрослых, ребёнок начинает называть своими именами окружающею его среду, формируются понятия, и соответственно, из внешней речи, идёт формирование внутренней, которая и является мышлением. Кажется, что это сложно, хотя на самом деле, всё предельно ясно, уровень развития речи ребёнка влияет на процесс развития мысли и отражает его.

Как пересказывать прочитанный текст

Именно по этому, учат в раннем возрасте, ясному мышлению. Но помощь родителей будет не лишней, чтобы для ребёнка не стал процесс изложения мучением. Необходимо регулярно затрачивать на обучение время, но не заставлять через силу.

Как пересказывать прочитанный текст

Благодаря чтению, человек не только получает необходимую информация, приятно проводит время, обучается либо работает, но и способствует развитию памяти, грамотности мышления. Для улучшения способностей пересказа, рекомендуется рассказывать кому-то о прочтенном материале. К примеру, Вы прочитали статью о природных явлениях, либо об экономической ситуации, и тут же перескажите другу. Вот несколько советов по улучшению запоминания прочтённого:

    1. При чтении вслух, не говорите шепотом, советуется либо проговаривать ясно текст, либо мысленно. Вообще, чтение в полный голос немного утомляет нервную систему, рассеивая внимание. Не стоит злоупотреблять этим способ заучивания, периодически меняйте стиль.
    2. Если Вы читаете сложную научную или техническую статью, то без заметок не обойтись. Записывайте прочтённое, цитаты, афоризмы, или даже наиболее сложно запоминающиеся текста.
    3. Не пытайтесь вечером или ещё хуже, ночью читать и заучивать. Мозг человека так устроен, что его активность приходится на первую половину дня. Но есть и свои исключения, если Вы точно чувствуете, что прочтённое вечером лучше усваивается в памяти, то конечно, Вам это никто не запретит.

Как быстро научиться пересказывать

  1. С книгами, как и с фильмами, одни откладываются в нашей памяти достаточно ясно, другие, сложно даже вспомнить начало. Это объясняется тем, что вероятнее всего после прочтения, Вы обсудили книгу с кем-то, поделились впечатлениями.
  2. Перед началом чтения, ознакомьтесь с анонсом или критикой данного произведения. Это поможет составлению собственного мнения о том, что произойдёт в книге.
  3. Рекомендуется находиться в более тихом, спокойном месте, чтобы было комфортно. Позаботьтесь о хорошем освящение.

Как быстро научиться пересказывать тексты

Для быстроты запоминания прочтенного, повторите прочитанный кусочек, с выражением. Так Вы выделите интересные места голосом и поможете памяти их усвоить. У всех разные способы восприятия информации, и могут для этого использоваться виды пересказа: сжатые, подробные, краткие, творческие. К примеру, если у Вас последний вид способа, то лучше подойдёт инсценировки сценок из текста, разбор по ролям, основываясь на образах литературных героев. Но такой вид сложнее применить, если необходимо пересказать научного характера текст, тут могут пригодиться другие советы. После прочтения, сформируйте основу текста, выделите некоторый материал.

Для короткого пересказа, определите значимость, главное и вторичное, возможно, конкретного персонажа. Для пересказа выборочного, объедините все темы текста, и сведите их к одной. Ну а для творческого, составьте словесное рисование, перескажите отдельные эпизоды. Разберите логическую часть текста, фразу, слова. При необходимости, записывайте себе вопросы, они помогут с пересказом. Пересказывая текст в первый раз, положите свой листок — подсказку с заметками рядом, а второй раз, несмотря на него, попробуйте пересказать без помощи.

Самое дельное, это если кто-то будет слушать, при отсутствии такой возможности, записывайте себя на диктофон. После завершения, сопоставьте свой рассказ с текстом оригинала и повторяйте работу пока все недочеты не будут исправлены, и сами не будите, уверенны в себе.

Как научить ребёнка пересказывать

Вообще это умение нужный навык в жизни в целом, не только в школе. Как уже было упомянуто ранее, он формируется у детей и важно правильно научить, помочь им в этом. Детям важно осознавать сюжетную линию, главных героев, события, чтобы сформировать последовательность грамотного текста. Советы по действию учения детей пересказу:

    1. Выберите книгу с банальным и простым финалом. Вспомните только, как свободно читаются и долго хранятся в голове сказки. На пример, сказка «Репка».
    2. Покажите для начала просто книгу и дайте предположить ребёнку об её содержании.
    3. Зачитывайте один и тот же сюжет несколько раз, но используйте разные интонации, меняйте голос, это больше увлечет ребёнка.
    4. Затем, задавайте ряд вопрос «Почему», ну например, почему дед позвал внучку и тому подобное.

13191800621394779543

  1. Если Вы занимаетесь с ребёнком школьного возраста, пусть самостоятельно читает текст. Попросите его замедлить темп речи, читая наиболее внимательно.
  2. Объясняйте слова, которые не понятны ребёнку и видят в первый раз.
  3. Составьте план действий, задавайте по нему потом вопросы в последовательности прочтённого текста.

Очень важно помочь детям освоить навык пересказа, ведь в школе много подобных заданий, и ему позже будет проще с ними справиться. Чем раньше Вы разовьёте в малыше этот навык, тем легче будут достигнуты поставленные цели. Хорошая разговорная речь, гарантирует не только успехи в школе, но и облегчит в дальнейшем коммуникативные навыки.

Как помочь школьнику с пересказом?

 — У нас проблем с пересказом нет. Мой сын отлично пересказывает текст и делает это легко, практически дословно. – С радостью говорит мама первоклассника.

А уже через год эта же мама может сказать, что с пересказом беда бедовая. Ребенок никак не может понять, что надо рассказывать и пересказывает все подряд.

Почему так получается?

 

Объяснение здесь простое. В первом классе тексты очень маленькие и ребенок пересказывает его почти дословно. Если память хорошая, то это сделать легко. К тому же, и учителя часто требуют подробный пересказ. А как еще можно пересказать текст из 3 – 5 предложений?
А вот дальше тексты постепенно увеличиваются, а ребенок пересказывает так, как привык – почти дословно. Он по-другому не умеет.

 

Был у меня такой случай. Уже в 4-ом классе на дом было задано подготовить пересказ текста по литературному чтению. В  это время тексты уже достаточно большие. И вот  на уроке ученик поднимает руку и начинает пересказывать этот рассказ с самого начала.

Передо мной лежит открытый учебник, и я вижу, что он пересказывает практически дословно. Легко, живо, без запинок. Но так ученик смог рассказать только первый абзац. В конце он просто забыл одно слово и все. Дальше рассказать не смог, даже с наводящими вопросами.

Почему так получилось? Ребенок понадеялся на свою память и решил, что так он расскажет легко и правильно.  Он просто механически запомнил первую часть текста и потому так хотел отвечать первым.  Но  память имеет ограничения,  и механическая память может легко подвести. Что и получилось в тот раз.

Понятно, ситуация неприятная для  ученика. Как же сделать, чтобы таких ситуаций не было, чтобы школьник смог легко пересказать любой текст?

 

Прежде всего, стоит понять, что пересказ – это довольно трудная работа для младшего школьника и требует определенной подготовки. Просто прочитать текст – этого  мало. Причем, пересказ, как вид работы, используется на всех уроках, только не везде называется именно так – пересказ. На уроках Окружающий мир, Природоведение, История школьник отвечает на вопросы учителя, но ведь это тоже пересказ, только выборочный.

 

Необходимо научить ребенка  пересказывать как можно раньше. И здесь стоит уделить особое внимание пониманию текста.  Убедиться, что ребенок понимает все слова, определения, названия, которые встретились в тексте. Особенно важно это, если ребенок учится в начальной школе и читает медленно.

 

Что нужно ребенку, чтобы хорошо пересказать любой текст?

Для начала прочитать текст,  если ребенок младший школьник, то желательно вслух. Представить картину того, что он прочитал, прочувствовать ее, подключив разные органы чувств.  Если вы читаете вместе с ребенком, то попросите его рассказать, что он ощутил, услышал, когда читал.  Особенно важно это сделать, когда ребенок читает художественное произведение, а не параграф учебника.

 

Перед чтением следует текст разделить на несколько частей, но не более 6-7. И прочитав

каждую часть, обобщить, ответив на вопрос  «О чем прочитал?» или «Что узнал?»  Так  ребенок лучше запоминает информацию.  Желательно это зафиксировать в виде пиктограмм или майнд карты.

 

После  чтения можно поиграть в игру «Скажи по-другому» , чтобы помочь ребенку подобрать синонимы к особо трудным словам или фразам.   Дело в том, что речь ребенка еще не достаточно  развита, активный словарь небольшой, и очень часто дети не могут  заменять слова в тексте. И не потому, что не знают, а потому, что им не подсказали, что так можно. Часто во время рассказа, если ребенок забыл какое-то слово,  происходит сбой. Дальше ребенку рассказать уже очень трудно. Научив ребенка заменять слова, использовать синонимы в речи, мы помогаем справиться с этой трудностью.  

Кстати, эту работу по развитию речи необходимо проводить все время, начиная с дошкольного периода. Развивать связную речь ребенка, учить выражать свою мысль, использовать в речи сравнения, эпитеты.

 

Очень важно научить ребенка выделять важную информацию и не важную. И  во время чтения фиксировать это важное на листе бумаги.  В этом очень помогают майнд карты.

 

И в завершении всей работы необходимо пересказать текст  своими словами. Вот здесь и понадобится умение  связно выражать свою мысль. Причем, обязательно пересказ делать вслух!!! Даже взрослым школьникам. Только так можно услышать, правильно ли ребенок формулирует мысль, понятно ли излагает ее и поправить при необходимости.

 

Если это младший школьник готовит пересказ, то рассказать вслух желательно несколько раз. Можно рассказать маме, а потом бабушке  по телефону,  кошке или даже любимой игрушке. Так ребенок запоминает и последовательность пересказа, и слова, которые необходимо использовать и закрепляет  умение  связно выражать свои мысли.

 

Если все шаги сделаны, то пересказ ребенок выполнит хорошо.  Проверить, все ли шаги сделал ваш ребенок, вы можете с помощью чек-листа Подготовка к пересказу.

 

Хочу отметить еще одну важную деталь – подготовка к пересказу начинается задолго до школы и длится  на протяжении многих лет. И не стоит ждать, что ребенок с первого раза научится этому виду работы.  Без помощи родителей школьнику не обойтись. И самое первое, что необходимо сделать родителям – обратить внимание на связную речь ребенка и развивать ее. Как это делать, поговорим в следующий раз.

А как ваш школьник пересказывает? Все ли у него получается или есть трудности? Пишите свои затруднения в комментариях, чтобы мы могли вам помочь.

Как научить ребенка пересказывать текст?

Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.
Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.
Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе.
Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста.
А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.
Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.
Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу?
Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе?
Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».
Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ».
Пусть ребенок вспоминает.
Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.
Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя?
Чем он ему запомнился?
Тут вы можете ему помочь.
Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.

Попросите ребенка своими словами описать героя.
Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).
Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо?
Учите ребенка понимать основную мысль текста.
Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).
В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.
Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации.
О чем они рассказывают?
Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться.
Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение.
Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста.
Для этого ещё раз перечитайте его.
Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.

После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.
Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе.
Начинаете вы, а он продолжает.
Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.
Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит!
Похвалите его за это обязательно!
Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?».
Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.
А вы наверняка что-то упустите.
Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».
И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся!
В следующий раз у нас обязательно всё получится!

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно…

На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые
И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста.

Есть много причин, я перечислю 5 основных:

  • Ребята не понимают, зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
  • Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
  • Словарный запас маленький. Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
  • Ребята не умеют выделять главные мысли, не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
  • Ребята просто не умеют говорить. Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.

На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни.

Мы учим ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ в формате устных ответов, пересказов, презентаций, выступлений.
Мы учим ЗНАТЬ материал, по которому надо отвечать или выступать и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих знаниях.

Дети дошкольники – на нашем тренинге учатся читать и выступать по книгам, которые читают.
Идет набор детей 6-7 лет на май!
Группа стартует 14 мая. Занятия 2 р в неделю – суббота, воскресенье
Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83
или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru/learnread

Дети 1 — 3 классов — тренируются быстро читать, понимать прочитанное, также учатся рассказывать книги, и материал устных предметов.
Идет набор детей 7-9 лет на тренинг на май и на период летних каникул.
Дети будут готовы прочитать все книги, заданные им на лето.
Не только прочитать, но и рассказать их.
Не просто рассказать, а рассказать в формате интересного рассказа.
Рассказать так, чтобы всем, кто их слышит тоже захотелось прочитать эту книжку!

Дети 4 — 11 классов – тренируются самостоятельно прорабатывать материал школьных предметов.
Обучаются быстро воспринимать информацию, структурировать, систематизировать, а также — рассказывать содержимое целого учебника.
На финальном занятии они в течение 10 минут рассказывают материал целого учебника.
Идет набор детей на тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР
Группа стартует 10 мая.
Время занятий будет определяться на собеседовании.

Дети 9 и 11 класса – учатся осваивать материал целого предмета по нескольким учебникам, а также — рассказывать материал целого предмета, по которому они готовятся сдавать экзамен.
Идет набор детей на тренинг ЕГЭ НАЛЕГКЕ
Группа стартует 10 мая.
Время занятий будет определяться на собеседовании.

Студенты – не просто учатся осваивать материал предметов по технологии экспресс-обучения, которая позволяет подготовить предмет к сдаче экзамена за сутки или получить образование экстерном. Также учатся выступать по предмету, который им надо сдавать на экзамене и публично защищать свой диплом.
Идет набор на тренинг ДИПЛОМ НА ОТЛИЧНО
Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.

Взрослые – прорабатывают целую область знаний до уровня эксперта, и в течение 10 минут рассказывают материал в интересной и увлекательной форме. Рассказывают так, как могут рассказать только эксперты, люди, которые «глубоко в теме»
Идет набор взрослых на тренинг ТУРБОНАВЫК
Группа стартует 11 мая.
Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.

В Уфе работает только 1 класс по методике Шамиля Ахмадуллина.

Мы намеренно не увеличиваем количество классов, чтобы сохранить качество результата на должном уровне.
Мы — единственная школа скорочтения в Уфе, у которой гарантия результата наших тренингов прописана в договоре.

Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83
или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru

Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте — http://vk.com/ufa_turboread

Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе

17 мая в 19.00 мск Шамиль будет проводить мастер-класс.
Все подробности вы сможете узнать, нажав вот на эту ссылку — МАСТЕР-КЛАСС

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Содержание статьи

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать. На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму. Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

Ребенок размышляет

Ребенок размышляет

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна. Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает. Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Дети с мамой читают сказку

Дети с мамой читают сказку

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

    Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

    Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.

  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Сын разговаривает с мамой

Сын разговаривает с мамой

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Начало сказки про репку

Начало сказки про репку

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом. Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли. Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

Статья (1, 2 класс) на тему: Памятка «Как научить ребенка пересказывать текст?»

Как научить ребенка пересказывать текст?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

 Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. 

Как научить ребенка пересказывать текст: советы любящим родителям.

Девочка пишет на доскеКак помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать  является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

Педагог учит ребенка пересказывать текст с помощью мнемотаблицВ педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения. 
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций. 
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг. 
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.

Рекомендованные произведения для детей

Мальчик читает книгуПедагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения: 

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского  («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

Девочка читает книгу

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Как быстро научить ребёнка пересказывать текст: 1,2,3 класс?

Содержание статьи:

Не один раз мне пришлось быть свидетелем такой картины в семьях, когда родитель не может спокойно и до конца выслушать своего ребенка, который пытается изложить свои мысли, правильно и быстро выстроить в логическую цепочку предложения и пересказать какую – нибудь историю. У взрослого не хватает терпения, и резко произносят: «Ты можешь поскорее говорить?!», на что малыш еще больше начинает теряться и запинаться. Ситуация, я скажу, не самая приятная, и ребенка становиться очень жалко.

Причины сложностей с пересказыванием у ребенка

А начинать, между делом, надо со взрослых, с которыми проживает малыш. Именно родители смогут научить ребенка пересказывать сначала какую – нибудь историю, а впоследствии пересказывать текст.

Остановлюсь на общем понятии слова «пересказ» — это умение выражать свои мысли от прочитанного текста, изложение сюжета. Главное, чтобы при пересказывании не терялась общая смысловая нагрузка, научиться передавать вслух своими словами необходимую и важную  часть рассказа,  основную суть.

Пересказывать прочитанное малыша должны навыкнуть до того момента, как он пойдет в школу. Если ребенок не может пересказать, то следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Вопрос «научить ребенка пересказывать» нужно ставить тогда, когда малыш уже умеет читать. Приучать к этому надо сразу, как только он изучил все буквы алфавита и умеет соединять слоги в слова.
  2. Скудный словарный запас. Обычно при затруднении пересказывать, ребенок заменяет слова жестами.
  3. Малое количество времени общения с ребенком. Здесь речь идет не только о родителях, но и о том, что малыш мало общается со сверстниками. В процессе общения с друзьями дети учатся пересказывать друг другу различные интересные истории.

Способы научить в младших и средних классах

Проводить первое обучение к пересказу  необходимо начинать с 2-3 летнего возраста: это могут быть ненавязчивые пропетые вслух песенки, дальше, смотрите сами на развитие своего малыша, можно заучить небольшие четверостишия.

Когда ребенок пойдет в школу, то маленький ученик должен пересказывать текст в 1 классе 50% сюжета, 2 класс – дают программу обучения по литературному чтению, направленную на систематическое заучивание стихотворений для развития памяти, в 3 классе  должно быть до 70% пересказа от прочитанного текста.

Чем полезен пересказ для ребенка

Научить ребенка пересказывать текст будет полезно прежде всего потому, что речь его станет более развитой, отличное тренировка памяти. Благодаря пересказыванием малыш научится анализировать суть текста, поступки задействованных персонажей и героев в сюжете, проводить причинно — следственные связи.

Правильный выбор текста для пересказа

Родителям необходимо своему ребенку подобрать правильный текст для пересказываний. Что это значит «правильный текст»?

  • Если ваш малыш еще совсем маленький, то подберите ему книжку с интересными картинками.
  • Выбирайте недлинный текст, чтобы ребенок не устал.
  • После прочитанного задайте вопросы: «Скажи (имя ребенка), кто был главным героем в рассказе? Что же он делал?».
  • Вряд ли малышу понравится утомительный рассказ о природе. Книга должна содержать в себе интересные сюжеты с героями, желательно, чтобы их было немного, ребенок может запутаться.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Составление плана к тексту поможет быстро научить ребенка пересказывать. Этот способ больше подходит для ребят уже умеющих читать. Необходимо объяснить, что каждый абзац текста можно выразить одним предложением. На основании такой составленной схемы ребенку уже будет легче вспоминать прочитанное.

Также запомнить текст поможет, если представить его в картинках, как бы «снять фильм».

Родителям важно понять, что ребенка научить пересказыванию можно, если он будет понимать прочитанное, саму суть текста. Больше занимайтесь с малышом, читайте, дайте ему возможность чаще излагать свои мысли самостоятельно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о